Персональные информационные ресурсы педагогических работников в сети Интернет

  1. Формы персональных информационных ресурсов педагогических работников в сети Интернет

На сегодняшний день не ставится под сомнение актуальность наличия персонального информационного ресурса педагогического работника в сети Интернет, в т. ч. считается важным критерием для оценки профессиональной деятельности педагога. Более подробно цели и задачи такого ресурса будут раскрыты ниже. Рассмотрим существующие формы персональных Интернет-ресурсов педагогов.

  1. Блог— это разновидность веб-сайта, представляющий собой Интернет-журнал событий, основное содержание которого — регулярно добавляемые записи. Сам термин блог появился в результате трансформации словосочетания «web log», что в переводе с английского означает «web» — сеть, Интернет, а «log» — журнал событий, дневник. Блоги бывают закрытыми (записи только для себя или для определённого круга лиц) и открытыми. Педагогическими работниками чаще всего используются открытые блоги — блог как публичный ресурс. Блоги чаще всего являются профессиональными и отражают разные стороны педагогической деятельности работника.

С помощью блога педагогическими работниками решаются следующие задачи:

  • Информационная поддержка образовательной деятельности педагога.
  • Представление результатов собственного педагогического опыта.
  • Популяризация вопросов образования.
  • Блог руководителя образовательной организации — это его публичная трибуна.
  • Форма общения с читателями, которые могут оставлять свои комментарии автору блога.

Формат публикаций в блоге — это лента сообщений. В блоге можно создавать тематические ветки для публикаций.

Некоторые популярные ресурсы, на которых можно бесплатно создать персональный блог:

Российские ресурсы:

  1. http://www.liveinternet.ru/ — одна из крупнейших в российском Интернете блог-платформа, предоставляющая каждому пользователю возможность ведения собственного дневника, предусмотрена интеграция блогов разных пользователей, а также подписка на обновления в блогах интересующих людей;
  2. http://journals.ru/ — сообщество авторов онлайновых дневников;
  3. http://blog.ru/ — недавно появившийся ресурс, особенностью которого является наличие возможности работать с медиа-файлами.

Иные ресурсы:

  1. «Живой журнал» («ЖЖ») http://www.livejournal.com/ блог-платформа для ведения онлайн-дневников (блогов). Предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги («сообщества»), добавлять в друзья других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей».
  2. com https://www.blogger.com/features — популярный ресурс компании Google. Достаточно прост в обращении, на его страницы легко встраиваются картинки, видео, музыка и т. д.
  3. Специализированные ресурсы, которые создаются для конкретных проектов.
  4. Персональная страница— информационный ресурс педагогического работника, созданный в рамках единой структуры сайта, иными словами, подраздел сайта, например, страница психолога. Формат публикаций на персональной странице — лента тематических статей.

Технологически работу с персональной страницей можно осуществлять по-разному:

  • самостоятельное администрирование страницы её владельцем;
  • наполнение контентом осуществляется главным администратором общего ресурса (например, модератором официального сайта образовательной организации)

Наиболее популярным ресурсом для создания персональных страниц является социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/ Данный ресурс является бесплатным, понятным в управлении, однако имеет ряд существенных недостатков:

  1. Невозможно настроить желаемую структуру персональной страницы.
  2. Ответственность за сохранность контента владельцы ресурса не несут.
  3. Юридически взаимоотношения пользователей с владельцами ресурса никак не регламентированы.

Педагогические работники используют ресурсы различных социальных сетей Вконтакте, Одноклассники, Facebook и т. д. Главным недостатком таких ресурсов является обязательная регистрация в сети для просмотра контента, наличие рекламы. Настроить персональную страницу в социальных сетях и предоставить доступ только к ней нельзя.

  1. Персональный сайт.

Сайт в сети «Интернет» — это программный продукт и дизайнерское решение для создание информационного ресурса, доступ к которому обеспечивается с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Персональный сайт — ресурс, который управляется его владельцем. Главным отличием сайта от персональной страницы или блога является возможность создать структуру для размещения контента.

Сегодня существует огромное количество простых конструкторов сайтов, которыми может воспользоваться педагог, желающий создать свой персональный сайт. Рассмотрим самые распространённые бесплатные ресурсы.

  1. uCoz http://www.ucoz.ru
  2. ru http://okis.ru/
  3. Google https://sites.google.com
  4. Taba http://taba.ru/
  5. Jimbo http://ru.jimdo.com/

Большинство бесплатных ресурсов имеют схожие недостатки, основные из которых:

  1. Наличие рекламы;
  2. Прекращение работы сайта, если на него никто не заходил в течение определённого времени;
  3. Удаление файлов, к которым никто не обращался в течение определённого времени;
  4. Удаление сайта без возможности восстановления, если с точки зрения владельца ресурса пользователь нарушил одно из условий договора;
  5. Ограниченное дисковое пространство для размещения информации;
  6. Неудобный визуальный редактор;
  7. Возможность приостановить предоставление бесплатных услуг в любое время.

Персональный сайт можно заказать на платной основе. В любом случае (платном, бесплатном) необходимо обращать внимание — кому принадлежат права на доменное имя сайта.

  1. Цели и задачи создания персональных информационных ресурсов педагогических работников

Персональный информационный ресурс педагога — важнейший элемент его профессиональной деятельности, средство формирования информационно-коммуникативной культуры участников образовательных отношений.

Создание персонального информационного ресурса педагогическим работником в сети Интернет может быть продиктовано различными целями:

  1. Успешное прохождение процедуры аттестации на присвоение квалификационной категории (наличие персонального информационного ресурса зачастую является одним из важных критериев оценки деятельности педагога).
  2. Требование администрации образовательной организации, в которой работает педагог.
  3. Запрос со стороны потребителей образовательных услуг (социальный запрос).
  4. Личным желанием педагога (возможность презентовать свой педагогический опыт, получить навыки дистанционных форм обучения, повысить уровень своей ИКТ-компетентности).

В любом случае создание такого ресурса (блога, персональной страницы, персонального сайта) начинается с его проектирования. Педагогу нужно ответить на ряд вопросов — кто будет потребителем информации, какие материалы планируется размещать, какая для этого необходима структура и т. д. Важно понимать, что педагог проектирует свой личный ресурс, но при этом учитывает специфику образовательной организации, а также запросы читателей. Хорошо спроектированный персональный ресурс отражает профессиональные качества педагога.

Все существующие персональные информационные ресурсы (персональные страницы, персональные сайты) можно условно разделить на типы:

  1. «Сайт/страница-визитка». Задачей «Визитки» является самопрезентация педагога в сети Интернет. Ресурс служит источником общей информации о педагоге (уровень образования, специальность и квалификация, стаж работы, сведения о повышении квалификации (переподготовке), наличие квалификационной категории, основные направления деятельности, награды).
  2. «Сайт/страница-портфолио». В структуре «Портфолио» можно выделить два блока информации:
  3. общие сведения о педагоге: (уровень образования, специальность и квалификация, стаж работы, сведения о повышении квалификации (переподготовке), наличие квалификационной категории, основные направления деятельности, награды), т. е. включает в себя материал «сайта/страницы-визитки».
  4. представление целей и результатов педагогической деятельности.
  5. «Методический сайт/страница». Главная задача — показать методическое и технологическое обеспечение образовательной деятельности. Размещаемые материалы, как правило, ориентированы на профессиональное сообщество. Предусмотрено наличие информации о самом педагоге.
  6. «Образовательный сайт/страница». На данном ресурсе предоставлены образовательные материалы, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Предусмотрено наличие информации о самом педагоге.

III. Методические рекомендации по ведению персональных информационных ресурсов в сети Интернет

В настоящее время структура и содержание материалов персональных сайтов педагогов не регламентируется никакими нормативными документами. Однако, публикуемые материалы должны не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству РФ.

Распространенной ошибкой является стремление сделать сайт «всеобъемлющим». Невозможно объять необъятное, следует работать на ту аудиторию, с которой педагог собирается общаться на страницах своего сайта. Здесь важно представить себя на месте учеников, родителей, коллег и размещать на персональном сайте ту информацию, которая будет им интересна и полезна. Кроме того, нельзя забывать о защите персональных данных.

Процесс информационного пополнения сайта идет одновременно с корректировкой его структуры. Хороший персональный сайт педагога должен не

только демонстрировать профессиональную компетентность педагога, но и иметь удобную для читателей структуру.

Интернет-ресурс педагогического работника может содержать следующие разделы (подразделы):

  1. Портфолио (информация о педагогическом работнике — владельце персонального Интернет-ресурса):

— фамилия, имя, отчество (при наличии), фотография;

— должность, место работы, образование, квалификация;

— краткая биография;

— сведения о повышении квалификации и (или) переподготовке (наличие скан-копии подтверждающих документов желательно);

— информация об участии в профессиональных конкурсах;

— награды;

— результативность (достижения учащихся: участие в конкурсах, проектах, результаты экзаменов);

— иные материалы, которые по мнению педагогического работника значимы.

  1. Материалы (отражают методический аспект профессиональной деятельности педагогического работника):

— учебно-методические материалы;

— система заданий для обучающихся (тесты, задания и т. д.);

— образцы проектных (исследовательских) работ обучающихся, фотоотчетов по итогам учебной или внеурочной деятельности;

— материалы внеурочной деятельности;

— иные материалы на усмотрение педагогического работника.

  1. Публикации.

В данном разделе публикуются статьи по роду профессиональной деятельности. Публикации могут представлять собой:

— статьи по вопросам реализации учебных рабочих программ; требования к оценке знаний и т. д.;

— авторские статьи, которые опубликованы в профессиональных печатных изданиях и иных электронных СМИ;

— статьи, заимствованные из различных источников с обязательным соблюдением требований об авторском праве (ссылка на первоисточник).

  1. Медиаматериалы.

В данном разделе публикуются фото-, видеоматериалы по вопросам профессиональной деятельности педагога. Рекомендуется тематически классифицировать материалы. Фото и видеоматериалы должны иметь комментарии для понимания размещённой информации.

Кроме рекомендованных разделов (подразделов), персональный Интернет-ресурс педагогического работника может содержать:

— контактную информацию;

— блог, так как именно эта форма позволяет вести диалог с читателями контента;

— опросы для различных категорий участников образовательных отношений;

— новостную ленту событий;

— ссылки на персональные страницы педагогического работника в социальных сетях;

— счётчик посещаемости сайта;

— иные подразделы и сервисы, которые по мнению педагогического работника являются информационно значимыми.

Материалы, размещаемые на персональном Интернет-ресурсе педагогического работника не должны нарушать требований федерального законодательства в области электронных СМИ, авторского права, персональных данных.

Рекомендации к формату размещаемых материалов на персональном Интернет-ресурсе педагогического работника

Как уже было отмечено, федеральными нормативными актами не закреплены требования к персональным сайтам педагогических работников, поэтому рекомендуем придерживаться требований, которые предъявляются к официальным сайтам образовательных организаций, т. к. данный ресурс может являться частью официального сайта образовательной организации (персональная страница в рамках официального сайта) или информационного портала. В связи с этим, документы, которые размещены на сайте педагогического работника должны соответствовать следующим требованиям приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нём информации»:

— Файлы документов представляются на сайте в форматах Portable Document Files (.pdf), Microsoft Word / Microsofr Excel (.doc, .docx, .xls, .xlsx), Open Document Files (.odt, .ods).

— Материалы педагогического работника, которые представляют собой медиа-файлы (фотографии, презентации, видеоролики и т. д.) могут быть представлены в иных форматах.

Все файлы, ссылки на которые размещены на страницах Интернет-ресурса, должны удовлетворять следующим условиям:

— максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 мб. Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла, либо загружен на внешний ресурс с последующим размещением ссылки на файл;

— сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi;

— отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым;

— доступ к размещенной информации должен осуществляться без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или

иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;

— информация размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.

Типичные ошибки в работе с персональным сайтом

  1. Наличие пустых разделов и подразделов сайта. Нет необходимости заранее создавать подразделы, если ещё не подготовлен контент. Владелец сайта может временно скрывать элементы структуры, которые на данный момент неактуальны или дорабатываются.
  2. Отсутствие продуманной структуры сайта. Читателям сайта должна быть понятна структура сайта для поиска необходимой информации. Встречаются сайты, в структуре которых создано очень много подразделов, отражающих одно из направлений деятельности педагога.
  3. Работа с медиафайлами. Самой распространённой ошибкой в работе с фото- и видеоматериалами является загрузка большого количества файлов, комментарии к которым отсутствуют. Посетителю сайта часто не понятно, а что именно он должен увидеть на той или иной фотографии, в видеоролике. При этом читатель должен затратить время и трафик на загрузку медиафайлов.
  4. Перегруженность страниц бесполезными виджетами. Огромное количество виджетов (календарь, время, анимация и многое другое).
  5. Наличие рекламы и большого количества баннеров. Сайт педагогического работника не должен содержать рекламы, особенно не относящейся к вопросам образования. Целевая аудитория изначально настроена на доверительные отношения. Любая непроверенная информация, размещённая на персональном сайте педагога, может спровоцировать конфликтные ситуации.
  6. Онлайн-игры на образовательном сайте. Например, разработчики площадки uCoz предоставляют авторам возможность помещать на сайте различные «Онлайн-игры». На наш взгляд, размещение на сайте педагога игр, не выполняющих образовательной функции, не целесообразно.
  7. Цвет и размер шрифтов. Не стоит увлекаться большим количеством цветов и размеров. Размер шрифта для заголовка, подзаголовка и текста (всего три), и два цвета для заголовков (подзаголовков) и текста. Возможно использование одного цвета, но трех его оттенков: для заголовка, подзаголовков и текста. Размер шрифта должен быть таким, чтобы заголовки и текст легко читались. Если есть потребность ярко и эффектно представить тот или иной материал, то можно использовать для этого презентацию.

Автор —Звягин Александр Сергеевич

Методические рекомендации и информация о мероприятиях,

проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников: